Регулятивные УУД


ЖУРНАЛ "УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ" продолжает публикацию статей о формировании УУД. 
В №10, 2016 г. в статье "Что написать о познавательных и регулятивных универсальных учебных действиях в программе формирования УУД" Владимир Лебединцев пишет о том, как формировать регулятивные УУД. 
Вот некоторые рекомендации:   
"Чтобы сформировать регулятивные УУД, проектируйте ситуации самоорганизации, общения и взаимодействия учеников со сверстниками и в разновозрастных группах.  Научите детей вести диалог, формулировать вопросы, осмысленно читать текст, искать информацию, запрашивать помощь. Это более ценно, чем сообщать школьникам готовые ответы и исправлять ошибки. Рефлексия – это ядро регулятивных УУД. Рефлексия диалогична, в условиях учебного диалога педагог формирует у ребенка умение встать на место другого, понимать причины действий другого человека, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. Учитель делает на уроке рефлексивные остановки. Рефлексировать можно логические приемы, способ действия ученика с предметным материалом; способы работы в паре или группе и др. Организовать диалог между учащимися во время рефлексии помогают вопросы, которые предлагает учитель. Каждое занятие рекомендуется заканчивать итоговой рефлексией деятельности".
Как Вы считаете, есть ли место этим приемам на уроках математики?

В 2016 году выпускники начальной школы писали ВПР. В рамках исследования наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты,  уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Познакомьтесь с некоторыми заданиями и анализом результатов их выполнения.
Примеры заданий  ВПР
1)    Когда в Ростове 13 часов, в Уфе в это время 15 часов. Когда в Уфе 15 часов, в Красноярске в это время 17 часов. Сколько времени в Ростове, когда в Красноярске 20 часов?
Ответ: 16 часов; 16:00.                    
Процент верного выполнения — 54%. Типичные неверные ответы:
Доля участников
Ответ
8%
18
6%
22
3%
17
2%
15
2%
7
2%
24
Наиболее частая ошибка – нахождение времени в Уфе вместо времени в Ростове, т.е. невнимательное прочтение условия.  Подавляющее количество ошибок в заданиях этой линии сделаны в результате невнимательности и отсутствия самоконтроля.

2)    В школу нужно купить: футбольный мяч, ракетку для пинг-понга и шесть мячиков для пинг-понга. В каком магазине дешевле будет стоить такая покупка? Какова её стоимость?   Ниже приведены цены на некоторые спорттовары в двух спортивных магазинах.
1-й магазин
2-й магазин
Мячик для пинг-понга – 12 руб.
Мячик для пинг-понга – 15 руб.
Ракетка для пинг-понга – 260 руб.
Ракетка для пинг-понга – 280 руб.
Футбольный мяч – 1000 руб.
Футбольный мяч – 950 руб.
Теннисный мячик – 100 руб.
Волейбольный мяч – 800 руб.
Волейбольный мяч – 800 руб.
Набор для бадминтона – 1400 руб.
Набор для бадминтона – 1500 руб.

Полностью верно выполнили это задание 38% участников, еще 28% получили за него 1 балл. Результаты выполнения заданий представлены в таблице.

Решение отсутствует (0 баллов)
5 %
Неверные рассуждения, ошибки в преобразованиях (0 баллов)
29 %
Неполное решение, верный ответ (1 балл)
9 %
Решение с одной арифметической ошибкой, не нарушающей логики (1 балл)
11 %
Неверное считывание условия, не повлиявшее на общую логику рассуждений, ответ соответствует рассуждениям (1 балл)
8 %
Полное решение, верный ответ (2 балла)
38 %

Анализ результатов показывает, что основные потери баллов были обусловлены неверными рассуждениями или ошибками в преобразованиях. Таким образом, можно выделить две группы проблем, помешавших успешному выполнению заданий рассматриваемой линии: перевод текстового условия в математическую модель (в данном случае – одно или несколько выражений) и выполнение арифметических действий.
Результаты выполнения данного задания в очередной раз актуализируют вопрос о развитии навыков самоконтроля у обучающихся. Необходимо также отметить особую важность умения строить математические модели на основе их описания, а также умения переводить информацию из одной формы представления в другую. Большое количество ошибок, особенно в текстовых задачах, связано с тем, что ученики не могут правильно прочитать условие задания.

3) В семье Ивановых трое детей: Маша, Оля и Петя. Маша старше Оли, а Петя младше Оли.
Выбери верные утверждения.
1.     Петя старше Маши.
2.     Оля младше Пети.
3.     Петя не самый старший из детей в семье.
4.     Оля младше Маши.
В ответе запиши номера верных утверждений __________________

Подавляющее количество ошибок в заданиях этой линии сделаны в результате невнимательности и отсутствия самоконтроля.
Общие выводы
Результаты исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся, в том числе:
·       низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
слабое развитие навыков проведения логических рассуждений.

1 комментарий:

  1. В обновленный учебник математик (авт. Моро М.И. и др.), по которым я работаю, включены задания, связанные с формированием регулятивных универсальных учебных действий: проверь себя сам и оцени свои успехи; проверь себя, выполнив задания на указанных страницах тетради для проверочных работ.
    Учебник мне нравится тем, что развитие системы УУД, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер деятельности ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий.

    ОтветитьУдалить

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Оставьте здесь свои комментарии.