ЖУРНАЛ "УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ"
продолжает публикацию статей о формировании УУД.
В №10, 2016 г. в статье "Что
написать о познавательных и регулятивных универсальных учебных действиях в
программе формирования УУД" Владимир Лебединцев пишет о том, как
формировать регулятивные УУД.
Вот некоторые
рекомендации:
"Чтобы сформировать регулятивные
УУД, проектируйте ситуации самоорганизации, общения и взаимодействия
учеников со сверстниками и в разновозрастных группах.
Научите детей вести диалог, формулировать вопросы, осмысленно читать
текст, искать информацию, запрашивать помощь. Это более ценно, чем сообщать
школьникам готовые ответы и исправлять ошибки. Рефлексия – это
ядро регулятивных УУД. Рефлексия диалогична, в условиях учебного
диалога педагог формирует у ребенка умение встать на место другого,
понимать причины действий другого человека, адекватно воспринимать себя
и принять ответственность. Учитель делает на уроке рефлексивные
остановки. Рефлексировать можно логические приемы, способ действия ученика
с предметным материалом; способы работы в паре или группе и др.
Организовать диалог между учащимися во время рефлексии помогают вопросы,
которые предлагает учитель. Каждое занятие рекомендуется заканчивать итоговой
рефлексией деятельности".
Как Вы считаете, есть ли место этим приемам на
уроках математики?
В 2016 году выпускники начальной школы писали ВПР. В рамках исследования наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Познакомьтесь с некоторыми заданиями и анализом результатов их выполнения.
Подавляющее количество ошибок в заданиях этой линии сделаны в результате невнимательности и отсутствия самоконтроля.
В 2016 году выпускники начальной школы писали ВПР. В рамках исследования наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Познакомьтесь с некоторыми заданиями и анализом результатов их выполнения.
Примеры заданий ВПР
1)
Когда
в Ростове 13 часов, в Уфе в это время 15 часов. Когда в Уфе 15 часов, в
Красноярске в это время 17 часов. Сколько времени в Ростове, когда в
Красноярске 20 часов?
Ответ: 16
часов; 16:00.
Процент верного
выполнения — 54%. Типичные неверные ответы:
Доля участников
|
Ответ
|
8%
|
18
|
6%
|
22
|
3%
|
17
|
2%
|
15
|
2%
|
7
|
2%
|
24
|
Наиболее частая ошибка – нахождение времени в
Уфе вместо времени в Ростове, т.е. невнимательное прочтение условия. Подавляющее
количество ошибок в заданиях этой линии сделаны в результате невнимательности и
отсутствия самоконтроля.
2)
В
школу нужно купить: футбольный мяч, ракетку для пинг-понга и шесть мячиков для
пинг-понга. В каком магазине дешевле будет стоить такая покупка? Какова её
стоимость? Ниже приведены цены на некоторые спорттовары в
двух спортивных магазинах.
1-й
магазин
|
2-й
магазин
|
Мячик для
пинг-понга – 12 руб.
|
Мячик для
пинг-понга – 15 руб.
|
Ракетка для
пинг-понга – 260 руб.
|
Ракетка для
пинг-понга – 280 руб.
|
Футбольный
мяч – 1000 руб.
|
Футбольный
мяч – 950 руб.
|
Теннисный
мячик – 100 руб.
|
Волейбольный
мяч – 800 руб.
|
Волейбольный
мяч – 800 руб.
|
Набор для
бадминтона – 1400 руб.
|
Набор для
бадминтона – 1500 руб.
|
Полностью верно выполнили это задание
38% участников, еще 28% получили за него 1 балл. Результаты выполнения заданий
представлены в таблице.
Решение отсутствует
(0 баллов)
|
5 %
|
Неверные
рассуждения, ошибки в преобразованиях (0 баллов)
|
29 %
|
Неполное решение,
верный ответ (1 балл)
|
9 %
|
Решение с одной
арифметической ошибкой, не нарушающей логики (1 балл)
|
11 %
|
Неверное считывание
условия, не повлиявшее на общую логику рассуждений, ответ соответствует
рассуждениям (1 балл)
|
8 %
|
Полное решение,
верный ответ (2 балла)
|
38 %
|
Анализ результатов показывает,
что основные потери баллов были обусловлены неверными рассуждениями или
ошибками в преобразованиях. Таким образом, можно выделить две группы проблем,
помешавших успешному выполнению заданий рассматриваемой линии: перевод
текстового условия в математическую модель (в данном случае – одно или
несколько выражений) и выполнение арифметических действий.
Результаты выполнения
данного задания в очередной раз актуализируют вопрос о развитии навыков
самоконтроля у обучающихся. Необходимо также отметить особую важность умения
строить математические модели на основе их описания, а также умения переводить
информацию из одной формы представления в другую. Большое количество ошибок,
особенно в текстовых задачах, связано с тем, что ученики не могут правильно прочитать
условие задания.
3) В семье Ивановых трое детей: Маша, Оля
и Петя. Маша старше Оли, а Петя младше Оли.
Выбери верные утверждения.
1.
Петя
старше Маши.
2.
Оля
младше Пети.
3.
Петя
не самый старший из детей в семье.
4.
Оля
младше Маши.
В
ответе запиши номера верных утверждений __________________
Подавляющее количество ошибок в заданиях этой линии сделаны в результате невнимательности и отсутствия самоконтроля.
Общие выводы
Результаты
исследования показали наличие ряда проблем в математической подготовке обучающихся,
в том числе:
·
низкий
уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного
прочтения текста задания, сопоставления выполняемых действий с условием
задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки;
слабое развитие навыков проведения логических рассуждений.
слабое развитие навыков проведения логических рассуждений.
В обновленный учебник математик (авт. Моро М.И. и др.), по которым я работаю, включены задания, связанные с формированием регулятивных универсальных учебных действий: проверь себя сам и оцени свои успехи; проверь себя, выполнив задания на указанных страницах тетради для проверочных работ.
ОтветитьУдалитьУчебник мне нравится тем, что развитие системы УУД, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер деятельности ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий.