Занятие 5

"Развитие личности - это главный приоритет, 
а главный индикатор того, что это развитие происходит, -
 сформированность универсальных учебных действий"

Битянова М.Р.
ТЕМА "Специально сконструированные задания 
как инструмент формирования универсальных способов действий". 

Уважаемые коллеги!
В педагогической литературе уже достаточно много статей и книг написано о формировании УУД. В процессе работы нашей Мастерской мы  обращались к некоторым из них. На этом занятии предлагаем обратиться к книге "Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования" авторов Битяновой М.Р., Бегловой Т.В., Меркуловой Т.В. и Теплицкой А.Г.. Вот небольшой фрагмент из нее.

"Сформировать УУД – значит передать ученику во владение, использование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера. В соответствии с типологией, предложенной ФГОС, УУД разделены на три вида: регулятивные, познавательные и коммуникативные. Не отрицая информативности данной типологии, отметим, что она не позволяет определить специфические пути формирования тех или иных УУД. С этой точки зрения универсальные учебные действия целесообразно разделить на две группы.
Первая группа – универсальные способы действия. В целом к данной группе относятся все познавательные УУД (логические и информационные) и часть коммуникативных (те, что связаны с формулированием и доказательством своей точки зрения, поиском информации, построением вопросов). Педагогическая задача по отношению к данной группе УУД заключается в передаче учащимся способа действий и формирования на его основе умения. Для этого используются специальным образом доработанные предметные задания. В процессе выполнения этих заданий и формируются универсальные учебные действия.
Вторая группа УУД – структурные элементы учебной деятельности. Это способы, обеспечивающие осуществление учебной деятельности на разных ее этапах:
  •        обнаружение проблемы и постановка цели;
  •        расшифровка цели в задачах;
  •        планирование последовательности решения задач;
  •        выбор рационального (с точки зрения данной цели) способа действия;
  •        осуществление контроля; оценивание результата;
  •        рефлексия собственной деятельности.

Важной особенностью УУД данной группы является то, что вне конкретной деятельности они не существуют. Передавать учащимся способы осуществления их можно только в процессе специально организуемой (учебной) или практической деятельности. К этой группе УУД относятся все регулятивные универсальные учебные действия и часть коммуникативных (определение общей цели, распределение обязанностей и ролей, выработка общей позиции по поводу путей достижения цели и т.д.). Основным инструментом формирования таких УУД является урок, выстроенный по деятельностной технологии. 
Итак, принципиальное отличие УУД первой и второй группы состоит в их происхождении, что определяет различные пути формирования их у учащихся и как следствие – применение педагогом различных профессиональных инструментов в своей работе.
Как формируются универсальные способы действия (первая группа УУД)?
Первый этап – выполнение учебного действия, содержащего метапредметный способ, на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д.
 Второй этап – выполнение учебного действия, построенного на метапредметном способе с помощью подводящих вопросов учителя. Педагог помогает учащимся двигаться от одного этапа метапредметного способа к другому, задавая подводящие вопросы: зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать?.. и так далее, в соответствии с этапами выполнения способа. В результате учащиеся, решая предметные задания, учатся ориентироваться на существенные стороны способа, который эти задания содержат.
Третий этап – применение известного способа действия при выполнении учебной задачи. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия.
Четвертый этап – применение способа в контексте учебной деятельности. Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации.
В зависимости от того, на каком этапе формирования  УУД находятся учащиеся, будет по-разному строиться работа педагога. Создавая условия для поэтапного формирования УУД, мы развиваем способность наших учеников учиться, помогаем им стать самостоятельными и компетентными деятелями, как в рамах образовательного процесса, так и в собственной жизни.
Каждый универсальный способ имеет свое целевое назначение, свой алгоритм осуществления. Педагог, организуя образовательную ситуацию, направленную на развитие конкретного УУД, опирается на эти алгоритмы. Учащимся они передаются в виде системы подводящих вопросов. Знание данных способов и умение переводить их в подводящие вопросы для учащихся становится в настоящее время важнейшей составляющей профессионализма современного учителя.
Проектирование задания, направленного на формирование УУД «анализ»
Универсальное учебное действие «анализ» – это мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания. Анализ – это логические ножницы, которые часто работают не реально, а умозрительно.

Алгоритм рассуждения:

1. Что изучаю? Зачем? (Объект и цель анализа)

2. С какой точки зрения рассматриваю? (Аспект анализа)

3. Какие части целого выделяю? (Существенные признаки)

4. Что я узнал? (Вывод)

Проектирование задания, направленного на формированиеУУД «синтез»
При изучении, исследовании объекта идет постоянное движение мысли от целого к его частям (анализ) и от частей к целому (синтез). И если анализ – это «ножницы», то синтез – «клей». Поэтому умение осуществлять логическое действие «синтез» – это умение соединить различные элементы или части в единое целое.

Алгоритм рассуждения:

1. Что и зачем я составляю? (Определение цели синтеза, наименование синтезируемого целого)

2. Из каких частей? (Перечисление частей)

3. Как правильно соединить части в целое? (Соединение частей в целое в соответствии с теми объективными связями, которые присущи объекту)

4. Что у меня получилось? Составил ли я то, что хотел? (Проверка «образа» синтезируемого целого.Вывод)

Проектирование задания, направленного на формирование УУД «сравнение»
 Сравнение сравнению рознь. Говоря о том, что мы на уроке развиваем сравнение, мы должны уточнить, что мы имеем в виду --  логическую операцию  или универсальное учебное действие. Сравнение (как логическая операция) – это выявление сходства и различий двух или более объектов. Логическая операция сравнение лежит в основе УУД «сравнение», но это не одно и то же. УУД «сравнение» не сводится к любому сопоставлению объектов. Универсальное учебное действие «сравнение» – это сопоставление объектов в контексте цели. Ведь от того, какая цель, мы выбираем объекты сравнения, выбираем разные аспекты и признаки сравнения. И только после этого начинаем сопоставлять объекты, находить сходство и различие, на основе чего делаем вывод. Сравнение (как универсальное учебное действие) позволяет на основе логической операции сравнения достигать следующих целей:
  •        делать выбор;
  •        определять суть явления;
  •        определять уровень развития признака, качества, свойства;
  •        устанавливать связи между явлениями;
  •        сопоставлять измеряемую величину с эталоном.

  Алгоритм УУД «сравнение» (обратите внимание на то, что логическая операция сравнение применяется только на пятом шаге данного алгоритма):

1. Что нужно сделать? Какую проблему мы решаем? (Определение цели)

2. Какие объекты для этого необходимо сравнить? (Определение объектов для сравнения)

3. С какой точки зрения? (Определение аспектов сравнения)

4. Какие признаки объектов нам важно сравнить для решения этой задачи? (Выделение признаков сравнения)

5. Чем сходны, чем различны эти объекты по выделенным признакам? (Применение логической операции сравнение)

6. К какому выводу в результате сравнения мы пришли? Как решается наша проблема? (Вывод в контексте цели)

 Развитие у детей универсального учебного действия «сравнение» – это одновременно простая и сложная задача для педагога. С одной стороны, предметного материала достаточно, но с другой, он требует нового взгляда на очень знакомые задания. И если вы видите слово «сравните», будьте внимательными, потому что чаще всего это задание на логическую операцию, а не УУД!" (конец цитаты)

Таким образом, чтобы формировать УУД, необходимо выстроить систему подводящих вопросов в соответствии с разработанными алгоритмами

Коллеги! Выполняя задания к занятиям 1 и 2, Вы  и разрабатывали учебную ситуацию, направленную на формирование УУД. Теперь вернитесь к своим заданиям и соотнесите предложенный Битяновой М.Р. и др. алгоритм УУД и составленные Вами вопросы. Внесите необходимые коррективы. Укажите этапы алгоритма и вид формируемого универсального учебного действия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Оставьте здесь свои комментарии.