Занятие 2

Тема "Создание условий для освоения познавательных и регулятивных УУД на уроках математики и на внеурочных занятиях математической направленности"


Уважаемые коллеги!

   Выполненное Вами первое практическое  задание показало, что приемы формирования у учащихся начальных классов  познавательных универсальных действий Вами хорошо освоены. Многие педагоги  накопили достаточный опыт формирования у школьников всего спектра логических действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). Да и сам курс математики  прежде всего направлен на формирование приемов умственной деятельности и развитие познавательных учебных действий  в процессе усвоения математического содержания.
     Проведенный на первом занятии социологический опрос показал, что выбранный учителями УМК помогает им формировать  регулятивные УУД. Но полностью удовлетворены лишь 28,6% участников мастерской. Поэтому на втором занятии подробно остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях.  
      К регулятивным умениям, которые  формируются в процессе обучения в начальной школе, относятся:
целеполагание   как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В статье В. Лебединцева в журнале «Управление начальной школой» №10, 2016г.  есть таблица поэтапного формирования регулятивных УУД от 1 к 4 классу. Там же автор отмечает, что «формирование РУУД осуществляется как на уроках, так и на внеурочных занятиях в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с партнером, а затем – самостоятельно. Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально или индивидуально».

Анализ существующих учебников математики показал, что формированию регулятивных универсальных учебных действий авторы УМК  уделяют достаточное внимание. Заданий не так много, как заданий формирующих познавательные УУД, но все-таки они есть. А часть учебно-практических заданий можно дополнить или немного подкорректировать, чтобы они стали формировать не только предметные умения и навыки, но и работать на  достижение метапредметных результатов. Осталось только выбрать из используемого УМК подобные задания, составить  свои  и регулярно включать их в уроки. Это поможет избежать стихийности развития регулятивных  УУД и даст возможность целенаправленно и планомерно работать над ними.
    Приведем  примеры учебных заданий, направленных на формирование регулятивных УУД из разных учебников.
1.
Планирование  деятельности
 Ученик научится
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения.

Задания направлены на определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, выполнение действий по плану.

«Перспектива» Математика, 3 класс. Петерсон Л.Г.

Выполни деление, используя алгоритм.
1428 : 42
2924 : 68
Алгоритм деления многозначных чисел


Проверь, правильно ли ты выполнил деление. Помни: при определении числа цифр в частном неполному делимому соответствует одна цифра частного, а всем остальным цифрам – еще по одной цифре частного.

"Школа России" Математика 3 класс, Моро М.И.



«Гармония» Математика 2 класс, Истомина Н.Б.
На поляне 7 берез и 5 кленов. Сколько всего деревьев на поляне?
Обозначь отрезками 7 берез и 5 кленов и начерти отрезок, который соответствует количеству всех деревьев на поляне.

Во время выполнения задания на доске составляется план:
1.    Начертить отрезок, который обозначает 5 берёз. (АК)
2.    Начертить отрезок, который обозначает 7 берёз. (КМ)
3.    Начертить луч.
4.    Отложить от начала луча отрезок АК.
5.    Отложить от точки К отрезок КМ.
6.    Ответ: отрезок АМ.
После выполнения задания, внимание еще раз акцентируется на последовательности шагов при выполнении задания.
2.
Самоконтроль, взаимоконтроль
Ученик научится
- выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
– находить допущенные ошибки и корректировать их.

Математика 2 класс, Истомина Н.Б.
№22.
Хватит ли восьми стульев для шести девочек и двух мальчиков?
- Можно ли назвать этот текст задачей?
- Сравни свой ответ с ответами ребят.
Миша: Можно. В тексте есть условие и вопрос.
Маша: Нельзя. В тексте дан только вопрос.
- Кто прав: Миша или Маша?

«Школа России» Математика, 3 класс. Моро М.И.







3
Решение задач
 Обучение решению арифметических задач – еще одна возможность сочетать формирование предметных и метапредметных действий у школьников. Каждый из четырех базовых этапов решения задачи (восприятие – поиск плана решения – выполнение плана – проверка)  можно использовать для формирования регулятивных УУД. Здесь что ни задача – то неограниченные возможности для методического творчества.


 Формулировки заданий у разных авторов УМК   примерно одинаковы. Это говорит о едином методическом  подходе к формированию универсальных действий средствами математики.

Что читаем

"Концепция математического образования

"Нелинейная технология формирования информационной грамотности" 

"Развитие логического мышления на уроках математики" 

"Универсальные учебные действия в начальном образовании" Попова А.А. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Оставьте здесь свои комментарии.